Аккумулятор автомобиля: почему и как.

Многим понятна ситуация, когда холодной зимой, ваш железный друг неожиданно отказывается заводится. Замерзшее сердце машины — АКБ — даёт несколько слабых толчков и перестаёт подавать признаки жизни. Так приходит к нам понимание, что автомобиль приводит в движение не только мотор. Каким бы мощным не был двигатель — без нормального аккумулятора о комфортной езде можно забыть.

Когда нет времени ждать

Самым быстрым решением такой задачи будет «прикуриватель» и внешний источник. Взаимопонимание и поддержка в непростой ситуации приняты в нашем окружении, но иметь в багажнике стартовый кабель не будет излишней роскошью.

Порядок соединения:

      1. Соедините красный кабель с клеммой (+) на заряженном аккумуляторе.
      2. Соедините другой конец красного кабеля с клеммой (+) на севшем аккумуляторе.
      3. Соедините черный кабель с клеммой (-) на заряженном аккумуляторе.
      4. Соедините другой конец черного кабеля с чистой точкой заземления на блоке двигателя или на шасси.
      5. Запустите автомобиль с заряженным аккумулятором и дайте ему поработать не менее одной минуты.
      6. Попробуйте запустить автомобиль с севшим аккумулятором. Если двигатель не заведется, то подождите несколько минут и повторите попытку. Если же заведётся, то дайте ему несколько минут поработать в таком положении.
      7. Выключите автомобиль с заряженным аккумулятором.
      8. При отсоединении кабеля следуйте описанной выше инструкции в обратной последовательности.

Почему выходят из строя аккумуляторы?

Вообще-то ломаться в АКБ особенно нечему. Чаще причина неисправности связана не с собственными дефектами, а с наличием дополнительного оборудования: оставленных включенными габаритов, сигнализации и телефона, тока утечки, что не редкость на не новом автомобиле. Эти устройства особенно любят преподносить «сюрпризы» во время длительной стоянки, например в аэропортах.

Производители автомобилей в целях экономии ставят самый «слабый» аккумулятор, какой только можно, поэтому любая дополнительная нагрузка может привести к неисправности.

Сам аккумулятор изнашивается в процессе службы и в конце концов выходит из строя. Обычно срок службы батареи составляет около четырех лет, но в большей мере зависит от режима эксплуатации.

Проанализировав все эти параметры и решив почему ваш аккумулятор начал барахлить, Попробуйте зарядить разряженный аккумулятор, причем как можно скорее. Чем дольше аккумулятор остается разряженным, тем сильнее сульфатация пластин, и тем проблематичнее будет его восстановление.

Аккумулятор требует заботы

Уход за аккумулятором чрезвычайно прост и практически сводится лишь к регулярным проверка уровня электролита. Низкий уровень свидетельствует об излишней зарядке, что обычно вызвано неисправностью генератора. Если же электролита недостаёт только в одном из элементов, то выход из строя всего аккумулятора уже не за горами. В теплую погоду он еще кое-как послужит, но первые же холода его прикончат.

Доливая аккумулятор, помните об одной особенности. Во время зарядки уровень электролита повышается, поэму доливать следует с учетом этого эффекта. А что может сотворить кислота, попавшая на корпус батареи или на детали кузова, мы все прекрасно знаем.

Прошли те времена, когда аккумулятор просто подключали к зарядному устройству и оставляли на ночь. Зарядку аккумулятора нужно производить с определенной «скоростью», иначе вас ждут разные неприятности.

В идеале зарядный ток должен составлять 10% от ее ампер-часовой характеристики. Например полностью разрядившийся аккумулятор емкостью 50 ампер-часов следует заряжать при силе тока 5 ампер в течении десяти часов. Зарядка должна проходить со снятыми крышками. Хочется быстрее, да нельзя.

Общее правило здесь — чем медленнее заряжаешь, тем лучше. Однако не держите аккумулятор под зарядкой слишком долго. Относительно определения момента, когда процесс закончить, мнения расходятся.

Хронический недозаряд

Вполне возможна ситуация, когда на протяжении многих дней батарея больше времени работает в режиме разряда, нежели заряжается. Дело в том, что сразу после запуска зимой обычно включают целый ряд дополнительных потребителей энергии — «печка», стеклоочистители, обогрев заднего стекла, ближний свет.

В особенности страдают АКБ отечественных машин, у которых необходимое количество электроэнергии для зарядки вырабатывается при оборотах двигателя не ниже 2500 — 3000 об/мин! А где их взять в городе, когда половину пути на работу приходится «ползти» в пробках почти на холостых оборотах? Вот и получается, что батарея эксплуатируется в режиме постоянного «недоедания», что приводит к естественной разрядке.

Когда размер имеет значение

Многие автомобилисты при покупке новой АКБ отдают предпочтение изделию с большей емкостью, чем у штатного аккумулятора, объясняя это тем, что она и крутит лучше, и разряжается медленнее.

К сожалению, такая батарея (по сравнению с «прописанной» штатной) обречена на раннюю смерть, поскольку «большой» аккумулятор просто не будет полностью заряжаться. А постоянный недозаряд приводит к быстрому снижению емкости. Именно поэтому «монстр» емкостью 75Ач прослужит меньше родной 55Ач.

Типы и сроки службы

Имеющиеся в продаже аккумуляторные батареи, как правило, относятся к категориям мало обслуживаемых или не обслуживаемых. Первые благодаря более совершенной конструкции крайне редко нуждаются в доливке дистиллированной воды — обычно уровень понижается не ранее, чем через год-полтора после начала эксплуатации.

Как мало обслуживаемые так и не обслуживаемые батареи при благоприятных условиях эксплуатации служат достаточно долго — 4-5, а иногда и 7-9 лет. Тем не менее, немногие счастливчики используют заложенный потенциал полностью. У большинства срок службы батареи исчисляется четырьмя годами, а отдельные автовладельцы умудряются покупать новый аккумулятор чуть ли не каждый год.

Что же влияет на срок службы аккумуляторной батареи настолько существенно, что у некоторых она работает всего 20-30% от заявленного ресурса?

Красиво оформленные ящички с парой клемм похожи друг на друга лишь внешне. Как правило, только качественные батареи при испытаниях выдают схожие результаты и при прочих равных условиях, служат примерно одинаково. Правда, с одной оговоркой — при нормально эксплуатации и только в случает, если приобретена «свежая» батарея — сухозаряженная, выпущенная не больше трех лет назад. Или залитая, у которой период хранения с момента производства не превышает шести месяцев. Сухозаряженные батареи обычно сохраняют свой заряд в течении первого года хранения, затем после заливки электролита требуется его подзарядка. Увы, длительный простой для новой батареи отнюдь не безвреден — отсутствие регулярных циклов заряда/разряда и возможность неизбежного саморазряда снижают заложенный изготовителем ресурс процентов на двадцать. А потому не удивляйтесь, если приобретенная по привлекательной цене просроченная импортная батарея именитого производителя прослужит не более дешовой.